Корзина (00.00руб. бел руб)
Нет товаров в корзине.
Магазин сборных и коллекционных моделей
Режим работы: Пн-Пт 10.00-17.00
На сайте заказы принимаются круглосуточно

Алексей Груздев - "Пушки-игрушки" Часть 1

Настольный варгейм (Wargame) как жанр не молод, но продолжает набирать популярность. При этом среди его поклонников есть как коллекционеры, увлекающиеся процессом игры и собирающие на полку целые «армии», так и моделисты, которые сами не играют, но занимаются сборкой, окраской и тонировкой миниатюр. Одним из направлений настольных игр являются проекты, посвящённые Второй мировой войне, войска в которых предоставлены большей частью подразделениями пехоты, бронетехникой, автомобилями и артиллерией. О том, как придать настольным пушкам привлекательный вид, сегодня и поговорим.

Существует много стилей окраски игровых моделей, но условно можно выделить два основных направления росписи: игровое и историческое. Первое подразумевает броские, очень контрастные и яркие цвета, резкие высветления граней и т.д., придающие модели заметности на игровом столе на большом расстоянии. Исторический стиль, как понятно из названия, подразумевает окраску танков, артиллерии и прочей техники в те цвета, в которые были окрашены исторические прототипы, а также нанесение реальных тактических обозначений. Можно сказать, что одни миниатюры ближе к художественным объектам и живописи, а вторые — к классическому стендовому моделизму.

Если по фигуркам солдат и по «танчикам-машинкам» в интернете достаточно информации, руководств по окраске, обучающих роликов и т.д., то окраска артиллерии незаслуженно отодвинута на второй план. Судя по публикациям в сети и фото с игровых турниров и выставок, многие игроки и моделисты, увлекающиеся изготовлением и коллекционированием подобных миниатюр, окрашивают артиллерию в один базовый цвет. У СССР и США это зелёный и оливковый, у Германии — серый и т.д.

Сегодняшний рассказ — о методах и технологиях окраски артиллерии в одном из популярных для варгейма масштабе 1:100 в различные виды камуфляжа, который поможет визуально выделить работы, придать им большую индивидуальность и запоминаемость. Окраска будет сочетать в себе исторические камуфляжи с некоторыми добавками эффектов из живописи.

При нанесении схем окраски будут использованы инструкции, схемы и некоторые приёмы, о которых уже говорилось в статьях, посвящённых зимнему сетчатому камуфляжу танков и артиллерийских орудий Красной армии в начальный период Великой Отечественной войны.

Наборы артиллерийской техники в масштабе 1:100 для популярной игры Flames of War производят несколько фирм, материалы также очень разнообразны — это и пластик, и смола, и металл. Возьмём несколько наборов с пушками и трактор-тягач, чтобы охватить все материалы и показать приёмы окраски на примере разных камуфляжей. Это 57-мм пушка ЗИС-2 и 122-мм гаубица М-30, изготовленные из полистирола, литая из т.н. «белого металла» 76-мм полковая пушка, а также 45-мм пушка и трактор, отлитые из эпоксидной смолы.

ЗИС-2 окрасим в трёхцветный камуфляж из аэрографа, М-30 — кистью, трактор и 45-мм пушку покрасим аэрографом в сплошной зелёный, а на 76-мм «полковушку» нанесём кистью зимнюю сетчатую схему тоже. Все применяемые материалы и инструменты взяты из арсенала современного стендового моделиста

Ниже приведена подробно проиллюстрированная последовательность всех операций.

​Сборка больших проблем не доставляет — особенно для тех, кто уже имел дело со стендовыми моделями в мелких масштабах. Литьё довольно качественное, сходимость деталей неплохая. Немножко пришлось повозиться со смоляной и металлической пушками, т.к. материалы специфичные. Клеить их пришлось суперклеем-гелем. Очень важно обезжирить металл и смолу до склейки спиртом или нитрорастворителем. Самые лучшие впечатления от сборки остались после трактора, отлитого одной деталью - Пушки-игрушки | Warspot.ru

Сборка больших проблем не доставляет — особенно для тех, кто уже имел дело со стендовыми моделями в мелких масштабах. Литьё довольно качественное, сходимость деталей неплохая. Немножко пришлось повозиться со смоляной и металлической пушками, т.к. материалы специфичные. Клеить их пришлось суперклеем-гелем. Очень важно обезжирить металл и смолу до склейки спиртом или нитрорастворителем. Самые лучшие впечатления от сборки остались после трактора, отлитого одной деталью

​Размещать орудия будем на подставках, которые даёт в комплекте производитель наборов. Можно заменить их кусками листового полистирола или вспененного ПВХ толщиной 3–5 мм - Пушки-игрушки | Warspot.ru

Размещать орудия будем на подставках, которые даёт в комплекте производитель наборов. Можно заменить их кусками листового полистирола или вспененного ПВХ толщиной 3–5 мм

​Традиционная стадия работ — грунтовка. Распыление из баллона не применяем, т.к. при довольно малых площадях и мелкой деталировке сложно контролировать распыл и можно залить весь рельеф. Пользуемся серым нитрогрунтом от Tamiya, который разведён с разбавителем этой же фирмы в пропорции 1 к 2. Давление на аэрографе около 1 атмосферы, сопло диаметром 0,2 мм, расстояние до модели 2–3 см. Наносим два «мокрых» слоя с промежуточной сушкой длительностью 10–15 минут. Общая сушка — сутки - Пушки-игрушки | Warspot.ru

Традиционная стадия работ — грунтовка. Распыление из баллона не применяем, т.к. при довольно малых площадях и мелкой деталировке сложно контролировать распыл и можно залить весь рельеф. Пользуемся серым нитрогрунтом от Tamiya, который разведён с разбавителем этой же фирмы в пропорции 1 к 2. Давление на аэрографе около 1 атмосферы, сопло диаметром 0,2 мм, расстояние до модели 2–3 см. Наносим два «мокрых» слоя с промежуточной сушкой длительностью 10–15 минут. Общая сушка — сутки

​Аналогично грунтуем из аэрографа все модели. Если критично наличие резкого химического запаха от грунтовки, то можно применять составы на водной основе, которые есть в продаже, но работать с такой химией сложнее, т.к. аэрограф быстрее забивается. Также надо уделять больше внимания поверхности во избежание «шагрени» — микроскопических капель засохшего грунта. При должном умении и опыте можно пробовать и грунтовку миниатюр из баллона, особенно в отсутствие аэрографа. Пытаться наносить грунт кистью не следует, он для этого не предназначен - Пушки-игрушки | Warspot.ru

Аналогично грунтуем из аэрографа все модели. Если критично наличие резкого химического запаха от грунтовки, то можно применять составы на водной основе, которые есть в продаже, но работать с такой химией сложнее, т.к. аэрограф быстрее забивается. Также надо уделять больше внимания поверхности во избежание «шагрени» — микроскопических капель засохшего грунта. При должном умении и опыте можно пробовать и грунтовку миниатюр из баллона, особенно в отсутствие аэрографа. Пытаться наносить грунт кистью не следует, он для этого не предназначен

​Окраска в базовый цвет. Пойдём по стандартной методике — от светлых оттенков к тёмным. Для ЗИС-2, окрашенной в трёхцветный песочно-зелёно-коричневый камуфляж, самым светлым будет песочно-жёлтый, довольно тёмный. Задуваем в два сплошных слоя, краска — акрил «Тамия» XF-60 с фирменным разбавителем, в пропорции 1 к 3…4. Напоминаем, что этот водно-спиртовой акрил в первую очередь предназначен для нанесения именно распылением - Пушки-игрушки | Warspot.ru

Окраска в базовый цвет. Пойдём по стандартной методике — от светлых оттенков к тёмным. Для ЗИС-2, окрашенной в трёхцветный песочно-зелёно-коричневый камуфляж, самым светлым будет песочно-жёлтый, довольно тёмный. Задуваем в два сплошных слоя, краска — акрил «Тамия» XF-60 с фирменным разбавителем, в пропорции 1 к 3…4. Напоминаем, что этот водно-спиртовой акрил в первую очередь предназначен для нанесения именно распылением

​Осветляем из аэрографа все горизонтальные плоскости, имитируя верхнее освещение и падение света. Можно взять базовый цвет и просто добавить в него белый, можно сделать более сложную смесь, добавив другие оттенки жёлтого и песочного. Очень важно на этой стадии заставить себя сделать высветления ОЧЕНЬ контрастными и гипертрофированными, т.к. должен быть создан запас под последующую тонировку, которая затемнит цвета - Пушки-игрушки | Warspot.ru

Осветляем из аэрографа все горизонтальные плоскости, имитируя верхнее освещение и падение света. Можно взять базовый цвет и просто добавить в него белый, можно сделать более сложную смесь, добавив другие оттенки жёлтого и песочного. Очень важно на этой стадии заставить себя сделать высветления ОЧЕНЬ контрастными и гипертрофированными, т.к. должен быть создан запас под последующую тонировку, которая затемнит цвета

​Маскируем те области орудия, где должен остаться песочный цвет, офисным пластилином BLUTACK. Это очень удобный материал для создания «масок» при работе с аэрографом — он хорошо липнет к поверхности, но не оставляет следов на краске - Пушки-игрушки | Warspot.ru

Маскируем те области орудия, где должен остаться песочный цвет, офисным пластилином BLUTACK. Это очень удобный материал для создания «масок» при работе с аэрографом — он хорошо липнет к поверхности, но не оставляет следов на краске

​Окрашиваем ЗИС-2 из аэрографа в зелёный цвет, смешанный из красок «Тамия» XF-5 и XF-67 и разбавленный в пропорции 1 к 4 с X-20a. Абсолютной схожести с защитным цветом 4БО достигать нет смысла, т.к. мелкие объекты плохо передают оттенки — тем более, что здесь нужен последующий контраст и высветления. Далее, аналогично предыдущей операции, смешиваем базовый цвет с белым и наносим из аэрографа светлый салатовый оттенок на горизонтальные плоскости, верх ствола и щита орудия - Пушки-игрушки | Warspot.ru

Окрашиваем ЗИС-2 из аэрографа в зелёный цвет, смешанный из красок «Тамия» XF-5 и XF-67 и разбавленный в пропорции 1 к 4 с X-20a. Абсолютной схожести с защитным цветом 4БО достигать нет смысла, т.к. мелкие объекты плохо передают оттенки — тем более, что здесь нужен последующий контраст и высветления. Далее, аналогично предыдущей операции, смешиваем базовый цвет с белым и наносим из аэрографа светлый салатовый оттенок на горизонтальные плоскости, верх ствола и щита орудия

​Оставив предыдущие маски на пушке, добавляем ещё один слой «Блютака», закрывая зелёные области, и наносим из аэрографа тёмно-коричневый оттенок. Для смеси используем краски «Тамия» XF-9, XF-10 и XF-68, цвет смешан «на глаз». Затем наносим высветления светло-кофейным цветом, полученным разбавлением базового цвета белым - Пушки-игрушки | Warspot.ru

Оставив предыдущие маски на пушке, добавляем ещё один слой «Блютака», закрывая зелёные области, и наносим из аэрографа тёмно-коричневый оттенок. Для смеси используем краски «Тамия» XF-9, XF-10 и XF-68, цвет смешан «на глаз». Затем наносим высветления светло-кофейным цветом, полученным разбавлением базового цвета белым

​Аккуратно пинцетом снимаем маскировочный материал, оцениваем полученный результат, при необходимости подкрашивая дефекты. Хоть на «Блютак» и попала краска, его можно тщательно перемешать и использовать повторно - Пушки-игрушки | Warspot.ru

Аккуратно пинцетом снимаем маскировочный материал, оцениваем полученный результат, при необходимости подкрашивая дефекты. Хоть на «Блютак» и попала краска, его можно тщательно перемешать и использовать повторно

​Гаубицу М-30, как уже было сказано, будем красить без аэрографа. Первый цвет — базовый оттенок; использован песочный цвет, мастер-акрил от «Звезды» + 30–40% воды. Мягкой толстой кистью наносим два полупрозрачных слоя с промежуточной сушкой. Для ускорения сушки модель можно подсушить обычным феном для волос при температуре 40–50°C - Пушки-игрушки | Warspot.ru

Гаубицу М-30, как уже было сказано, будем красить без аэрографа. Первый цвет — базовый оттенок; использован песочный цвет, мастер-акрил от «Звезды» + 30–40% воды. Мягкой толстой кистью наносим два полупрозрачных слоя с промежуточной сушкой. Для ускорения сушки модель можно подсушить обычным феном для волос при температуре 40–50°C

​Высветления наносим тонкой кистью более светлым контрастным оттенком (песочный + белый + 40% воды). Имитируем области, которые больше освещены — можно сказать, «рисуем свет» на верхней части ствола, центрах дисков колёс, болтах и т.д. Возможно, это даже чуть сложнее, чем выделение светлых элементов и областей аэрографом, т.к. нужно контролировать границы переходов цвета. Небольшая хитрость: смочите поверхность чистой водой с помощью кисти и только после наносите высветления — так можно добиться более плавных переходов цвета и замедлить высыхание краски. Некоторые моделисты используют для высветления художественное масло — его легче растушевать и исправить ошибки, но сохнет оно достаточно долго - Пушки-игрушки | Warspot.ru

Высветления наносим тонкой кистью более светлым контрастным оттенком (песочный + белый + 40% воды). Имитируем области, которые больше освещены — можно сказать, «рисуем свет» на верхней части ствола, центрах дисков колёс, болтах и т.д. Возможно, это даже чуть сложнее, чем выделение светлых элементов и областей аэрографом, т.к. нужно контролировать границы переходов цвета. Небольшая хитрость: смочите поверхность чистой водой с помощью кисти и только после наносите высветления — так можно добиться более плавных переходов цвета и замедлить высыхание краски. Некоторые моделисты используют для высветления художественное масло — его легче растушевать и исправить ошибки, но сохнет оно достаточно долго

​Второй цвет, зелёный — мастер-акрил от «Звезды», разведённый на 50% водой. Достаточно одного базового слоя с последующим высветлением с добавкой белого. Принцип нанесения света и тени одинаков при всех технологиях — все элементы, выступающие визуально, — светлые, всё, что внизу или в тени — тёмное - Пушки-игрушки | Warspot.ru

Второй цвет, зелёный — мастер-акрил от «Звезды», разведённый на 50% водой. Достаточно одного базового слоя с последующим высветлением с добавкой белого. Принцип нанесения света и тени одинаков при всех технологиях — все элементы, выступающие визуально, — светлые, всё, что внизу или в тени — тёмное

​Третий, коричневый цвет, не должен доставить трудностей, наносится по тому же алгоритму. Наносим тонкой кистью пятна базового коричневого цвета жидкой краской в один слой - Пушки-игрушки | Warspot.ru

Третий, коричневый цвет, не должен доставить трудностей, наносится по тому же алгоритму. Наносим тонкой кистью пятна базового коричневого цвета жидкой краской в один слой

​Второй слой коричневого — высветления. Базовый коричневый + белый + 50% воды. Следите за соблюдением границ пятен, не залазьте на другие цвета камуфляжа, иначе придётся вносить в них правки. На таких малых площадях права на ошибки нет, особенно при работе с контрастным коричневым цветом - Пушки-игрушки | Warspot.ru

Второй слой коричневого — высветления. Базовый коричневый + белый + 50% воды. Следите за соблюдением границ пятен, не залазьте на другие цвета камуфляжа, иначе придётся вносить в них правки. На таких малых площадях права на ошибки нет, особенно при работе с контрастным коричневым цветом

​76-мм полковую пушку окрашиваем в сплошной зелёный цвет, создавая подложку под белый камуфляж. Используем в два слоя зелёную жидкую краску — мастер-акрил от «Звезды» + вода 30–40% - Пушки-игрушки | Warspot.ru

76-мм полковую пушку окрашиваем в сплошной зелёный цвет, создавая подложку под белый камуфляж. Используем в два слоя зелёную жидкую краску — мастер-акрил от «Звезды» + вода 30–40%

​Наносим контуры будущего зимнего камуфляжа, руководствуясь схемами из наставлений и фотографиями реальных орудий. Будет три типа пятен: белые, с мелкой сеткой и с более крупной. Кисточка №0, краска мастер-акрил «Звезда» + 50% воды. Удобна кисть именно с длинным тонким ворсом — она набирает больше краски и держит форму. Шины на всех пушках окрашены очень тёмным оттенком серого акрила «Звезда» (+30% воды) кистью в два слоя - Пушки-игрушки | Warspot.ru

Наносим контуры будущего зимнего камуфляжа, руководствуясь схемами из наставлений и фотографиями реальных орудий. Будет три типа пятен: белые, с мелкой сеткой и с более крупной. Кисточка №0, краска мастер-акрил «Звезда» + 50% воды. Удобна кисть именно с длинным тонким ворсом — она набирает больше краски и держит форму. Шины на всех пушках окрашены очень тёмным оттенком серого акрила «Звезда» (+30% воды) кистью в два слоя

​Наносим белый цвет. Абсолютной равномерности достигать не обязательно, зелёный может слегка проглядывать через белый, имитируя неоднородность временного камуфляжа. Смесь белого мастер-акрила от «Звезды» пополам с водой наносим кистью - Пушки-игрушки | Warspot.ru

Наносим белый цвет. Абсолютной равномерности достигать не обязательно, зелёный может слегка проглядывать через белый, имитируя неоднородность временного камуфляжа. Смесь белого мастер-акрила от «Звезды» пополам с водой наносим кистью